Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов? Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности Оформление в аренду земельного участка без торгов.


ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6

(с изменениями на 6 ноября 2019 года)
(в ред. , от 09.04.2019 N 14-ЗО , от 06.11.2019 N 67-ЗО)

Статья 1

1. В целях реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации , пункта 11.4 статьи 2 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тверской области, муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), предоставляются в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее - объекты), реализации масштабных инвестиционных проектов (далее - проекты) при условии соответствия указанных объектов, проектов одновременно следующим критериям:

1) размещение объекта, реализация проекта соответствуют приоритетам и целям, определенным в документах стратегического планирования Тверской области и (или) документах стратегического планирования муниципальных образований Тверской области;

2) размещение объекта, реализация проекта соответствуют документам территориального планирования Тверской области и (или) документам территориального планирования муниципального образования Тверской области;

(в ред. )

3) размещение объекта, реализация проекта относятся к одному из следующих направлений:

а) утратил силу. - ;

б) культура;

в) физическая культура и спорт;

г) здравоохранение;

д) образование;

е) социальная защита;

ж) коммунальное хозяйство;

з) дорожная деятельность и транспортная инфраструктура;

и) туризм и рекреационная деятельность;

к) проведение научных исследований и разработок, осуществление высокотехнологичной и инновационной деятельности;

л) развитие обрабатывающих производств;

м) развитие сельского, лесного хозяйства, рыбоводства;

н) производство электроэнергии, газа;

о) производство фармацевтической продукции и медицинской техники;

п) развитие логистического кластера;

р) развитие инфраструктуры сбыта собственной сельскохозяйственной и животноводческой продукции;

с) развитие транспортно-пересадочных узлов;

т) строительство стандартного жилья, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области;

(в ред. Закона Тверской области от 09.04.2019 N 14-ЗО)

у) строительство индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, передаваемых в собственность или в социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;

ф) завершение строительства проблемного объекта в целях реализации Закона Тверской области от 26.04.2012 N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" ;

х) обеспечение прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, на жилые помещения способами и в порядке, предусмотренными Законом Тверской области от 26.04.2012 N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" ;

ц) деятельность инновационно-промышленного парка Тверской области, экотехнопарка Тверской области;

(пп. "ц" введен )

4) размещение объекта, реализация проекта предусматривают капитальные вложения, минимальные значения объема которых по направлениям, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, определяются приложением к настоящему Закону;

(в ред. Закона Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО)

5) размещение объекта, реализация проекта предусматривают создание новых рабочих мест, а в случае размещения объекта, реализации проекта по направлениям, предусмотренным подпунктами "и", "л", "м" (в части лесного хозяйства), "н" - "с" пункта 3 части 1 настоящей статьи, предусматривают создание не менее 10 новых рабочих мест в течение 4 лет с момента предоставления земельного участка юридическому лицу в аренду без проведения торгов;

(п. 5 введен )

6) размещение объекта, реализация проекта предусматривают отчисления ежегодных налоговых и иных обязательных поступлений в бюджеты всех уровней, а в случае размещения объекта, реализации проекта по направлениям, предусмотренным подпунктами "и", "л", "м" (в части лесного хозяйства), "н" - "с" пункта 3 части 1 настоящей статьи, предусматривают ежегодные поступления в размере не менее 5 миллионов рублей налоговых платежей в консолидированный бюджет Тверской области начиная с 4 года предоставления земельного участка юридическому лицу в аренду без проведения торгов;

(п. 6 введен Законом Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО)

7) размещение объекта, реализация проекта осуществляются юридическим лицом, состоящим на учете в налоговых органах на территории Тверской области в качестве налогоплательщика.

(п. 7 введен Законом Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО)

2. Предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов, реализации проектов по направлениям, предусмотренным подпунктами "у", "ф", "х", "ц" пункта 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется без учета критериев, установленных пунктами 1, 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Законов Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО , от 06.11.2019 N 67-ЗО)

3. Предоставление земельного участка резиденту инновационно-промышленного парка Тверской области, резиденту экотехнопарка Тверской области в аренду без проведения торгов для размещения объектов, реализации проектов по направлению, предусмотренному подпунктом "ц" пункта 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется при условии соответствия резидента требованиям, установленным частью 1 статьи 5 Закона Тверской области "Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области", и критериям, определенным в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 5 Закона Тверской области "Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области".

(часть 3 введена Законом Тверской области от 06.11.2019 N 67-ЗО)

Статья 2

1. Условия и порядок принятия решения о соответствии объектов, проектов для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду юридическим лицам без проведения торгов критериям, установленным настоящим Законом, определяются Правительством Тверской области.

2. Утратила силу. - Закон Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО .

3. В случае, если на дату поступления в уполномоченный Правительством Тверской области исполнительный орган государственной власти Тверской области (далее - уполномоченный орган) заявления юридического лица об определении соответствия объекта, проекта критериям, установленным статьей 1 настоящего Закона (далее - заявление), для размещения (реализации) которого испрашивается земельный участок, либо земельный участок, который предстоит образовать или границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" , на рассмотрении уполномоченного органа находится представленное ранее другим юридическим лицом заявление в отношении того же земельного участка, уполномоченный орган принимает мотивированное решение о приостановлении рассмотрения заявления, поданного позднее, до принятия решения по заявлению, поданному ранее, и направляет принятое решение заявителю.

(в ред. Законов Тверской области от 29.12.2016 N 101-ЗО , от 09.04.2019 N 14-ЗО)

4. В целях обеспечения размещения объекта, реализации проекта, а также обеспечения эффективности и условий использования предоставляемого земельного участка (в том числе соблюдения критериев, установленных настоящим Законом) между юридическим лицом и Правительством Тверской области заключается соглашение, в обязательном порядке предусматривающее расторжение договора аренды земельного участка в случае несоблюдения арендатором обязательств по размещению объекта, реализации проекта в установленные соглашением сроки.

5. Предоставление в соответствии с распоряжением Губернатора Тверской области земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов, реализации проектов, соответствующих установленным настоящим Законом критериям, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками в соответствии с законодательством.

6. Понятия "проблемный объект", "недобросовестный застройщик", "участник строительства, пострадавший от действий (бездействия) недобросовестного застройщика" используются в настоящем Законе в значениях, определенных Законом Тверской области от 26.04.2012 N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" .

Понятия "инновационно-промышленный парк Тверской области", "экотехнопарк Тверской области", "резидент инновационно-промышленного парка Тверской области", "резидент экотехнопарка Тверской области" используются в настоящем Законе в значениях, определенных Законом Тверской области "Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области".

(абзац введен Законом Тверской области от 06.11.2019 N 67-ЗО)

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области
А.В.ШЕВЕЛЕВ

Приложение. Минимальные значения объема капитальных вложений, предусмотренных при размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, по направлениям, предусмотренным пунктом 3 ...

Приложение
к Закону Тверской области
от 23 декабря 2015 г. N 139-ЗО
"О реализации на территории Тверской
области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6
Земельного кодекса Российской Федерации"

Минимальные значения объема капитальных вложений, предусмотренных при размещении объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, по направлениям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 23.12.2015 N 139-ЗО "О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации"

Направления, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Тверской области от 23.12.2015 N 139-ЗО "О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации"

Минимальные значения объема капитальных вложений по муниципальным образованиям Тверской области, млн. руб.

городской округ город Тверь

Удомельский городской округ, Жарковский район, Западнодвинский район, Кувшиновский район, Лихославльский район, Спировский район, Фировский район и муниципальные образования, входящие в состав территорий указанных муниципальных районов

иные муниципальные образования Тверской области

культура

физическая культура и спорт

здравоохранение

образование

социальная защита

коммунальное хозяйство

туризм и рекреационная деятельность

дорожная деятельность и транспортная инфраструктура

проведение научных исследований и разработок, осуществление высокотехнологичной и инновационной деятельности

развитие обрабатывающих производств

развитие сельского хозяйства, рыбоводства

развитие лесного хозяйства

производство электроэнергии, газа

производство фармацевтической продукции и медицинской техники

развитие логистического кластера

развитие инфраструктуры сбыта собственной сельскохозяйственной и животноводческой продукции

развитие транспортно-пересадочных узлов

строительство стандартного жилья, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области

Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:

  • для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
  • для сельскохозяйственного производства,
  • на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
  • собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
  • граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
  • граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.

Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:

  • границы которого подлежат уточнению,
  • который не отнесен к определенной категории земель,
  • предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
  • в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
  • и другие случаи.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:

  • для строительства
  • или для целей, не связанных со строительством.

Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов,
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ. На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ). То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • государственной власти или местного самоуправления,
  • гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
  • заинтересованной организации.

Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.

Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка. Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?

Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.

Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
  • договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.

Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
  • исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
  • ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.

Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
  • для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
  • собственникам здания или сооружения до 49 лет,
  • для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
  • для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
  • в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
  • для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.

Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?

Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Собственник и арендодатель не всегда совпадают в одном лице. Например, собственником участка может быть администрация муниципалитета, а арендодателем муниципальное унитарное предприятие (МУП) (постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г. № Ф04-14360/2014 по делу № А46-6723/2014).

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).

Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?

Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • на основании заявления арендатора,
  • если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
  • Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
  • предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
  • предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
  • сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.

В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация

В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:

  • предмет договора,
  • цену арендную плату,
  • срок договора аренды,
  • иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).

Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135). Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184. Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.

Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.

Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.

Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2014 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).

Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).

Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным

В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.

Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок. Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске. Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.

Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).

Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?

Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.

Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.

Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

  • Статус сведений ЕГРН – «актуальные незасвидетельствованные»
  • Споры о вхождении участка в границы лесного фонда
  • Когда арендную плату за землю можно не платить?
  • Защита прав на землю
    • Иски о защите прав на землю
    • Земельные споры с государственными органами
  • Земельные отношения в Москве
    • Земля в аренду у г. Москвы
      • Арендная плата за землю в г. Москве
      • Предоставление земельных участков в аренду без торгов под объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты
    • Особенности строительства на арендованном участке в г. Москве. Арендная плата при строительстве
      • Заключение дополнительного соглашения. Расчет арендной платы
      • Проблемные моменты расчета арендной платы. Возможность ее законной оптимизации
      • Рассрочка внесения повышенной арендной платы
      • Особенности договора аренды для достройки объекта незавершенного строительства
    • Разрешённое использование и функциональное назначение земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с законодательством г. Москвы
      • Порядок и основания установления разрешенного использования участка в Москве
      • Классификация видов разрешенного использования в Москве
      • Функциональное назначение объектов капитального строительства в г. Москве
      • Плата за изменение разрешенного использования участков в г. Москве
    • Выбор схемы земельно-правовых отношений при реализации строительного проекта в г. Москве
    • Приобретение в собственность земельных участков в г. Москве
    • Специфика формирования и предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости в г. Москве
    • Налог на имущество по кадастровой стоимости в Москве
    • Ограничения и обременения прав на земельные участки в г. Москве
    • Особо охраняемые природные территории Москвы
    • Запрет на строительство (реконструкцию) в г. Москве
      • Порядок установления и снятия запрета на строительство
      • Экономические особенности режима запрета на строительство
    • Статус объектов самовольного строительства в г. Москве
    • Разрешение на строительство не требуется
    • Нецелевое использование земельных участков в г. Москве
    • Условия землепользования в «Новой Москве»
  • Земельные отношения в Московской области
    • Порядок предоставления земельных участков в Московской области
    • Порядок определения арендной платы за земельные участки в Московской области
    • Изменение вида разрешенного использования земельных участков в Московской области
    • Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
    • Ограничения прав на земельные участки в Московской области
    • Использование земель сельскохозяйственного назначения в Московской области
  • Вопросы градостроительной деятельности
    • Комплексное сопровождение строительства
    • Градостроительный регламент участка. Генеральный план и правила землепользования и застройки
      • Изменение ПЗЗ
      • Распространенные нарушения в правилах землепользования и застройки. Судебное оспаривание ПЗЗ
      • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
    • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Москве
      • Специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф») по ПЗЗ Москвы
      • Изменение Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы
      • Индекс «Н» в ПЗЗ Москвы
      • Получение ГПЗУ в Москве
    • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Московской области
    • Проект планировки территории
      • Ситуации, когда подготовка проекта планировки обязательная
      • Подготовка проекта планировки в Москве
      • Подготовка проекта планировки в Московской области
    • Проект межевания территории
    • Зоны с особыми условиями использования территории
      • Общий порядок установления границ и режима зон с особыми условиями использования их отражения в ЕГРН
      • Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы
      • Санитарно-защитная зона
      • Зоны объектов культурного наследия
      • Зоны, связанные с объектами транспорта, энергетики и связи
      • Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
    • Порядок осуществления строительства
      • Инженерные изыскания и подготовка проектной документации
      • Экспертиза проектной документации
      • Получение разрешения на строительство
      • Осуществление строительства
      • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию
      • Строительство без разрешения на строительство
    • Реконструкция. Отличие от капитального ремонта и нового строительства
    • Строительство индивидуальных жилых домов (садовых домов и ИЖС)
    • Комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ)
      • Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей недвижимости
      • Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
    • Договор о комплексном освоении территории
      • Заключение договора о комплексном освоении территории
      • Права и обязанности по договору о комплексном освоении территории
      • Преимущества и недостатки договора о комплексном освоении территории
      • Комплексное освоение территории для строительства жилья экономического класса
    • Развитие застроенной территории
      • Порядок заключения договора о развитии застроенной территории и договоров аренды участков
      • Права и обязанности сторон по договору о развитии застроенной территории
      • Основания расторжения договора о развитии застроенной территории
  • Оборот объектов недвижимости
    • Понятие объекта недвижимости
    • Проверка недвижимости перед покупкой
    • Размещение некапитальных объектов
    • Объекты незавершенного строительства
      • Понятие объекта незавершенного строительства и оформление прав на него
      • Права на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства
    • Споры об объектах самовольного строительства
    • Признание недвижимого имущества бесхозяйным
    • Защита права собственности
    • Возникновение права собственности на основании приобретательной давности
      • Порядок оформления прав на имущество в порядке приобретательной давности
  • Защита интересов в судах
    • Судебные споры о земле
    • Защита права собственности
    • Судебная защита по корпоративным спорам
      • Споры о восстановлении корпоративного контроля
      • Оспаривание решений органов управления юридического лица
      • Оспаривание сделок хозяйственного общества
    • Судебное оспаривание сделок
    • Судебная защита по искам о взыскании
    • Судебная защита по делам об оспаривании действий или бездействия публичных органов
    • Затягивание рассмотрения судебных споров: тактики и контртактики
  • Вопросы банкротства
    • Банкротство: обзор последствий введения процедуры и правовых возможностей
    • В чем выгода процедуры банкротства для должника?
    • В чем выгода процедуры банкротства для кредитора?
    • Как оспорить сделки должника, совершенные в преддверии банкротства?
      • Подозрительные сделки с неравноценным встречным предоставлением
      • Подозрительные сделки с целью причинения вреда другим кредиторам
      • Сделки с предпочтением
      • Сделки, совершенные с целью злоупотребления правом
    • Как заставить директора и владельца бизнеса платить по долгам должника?
    • Как правильно бороться с фиктивными требованиями кредиторов?
    • Банкротство физических лиц: как очиститься от долгов?
    • Образец письма должнику от кредитора с требованием о добровольной уплате долга и описанием последствий введения процедуры банкротства
  • Инвестиционная деятельность
    • Виды инвестиционных договоров в сфере строительства
      • Договоры купли-продажи будущей вещи
      • Смешанные договоры, содержащие элементы подряда и купли–продажи будущей вещи
      • Договор простого товарищества при реализации строительных проектов
    • Инвестиционные контракты с участием публичных субъектов
    • Способы привлечения средств граждан для жилищного строительство. Долевое участие в строительстве
      • Специальные требования при заключении договора долевого участия
      • Условия договора долевого участия
    • Публично-частное партнёрство как форма инвестиций в проекты с государственным участием
      • Концессионные соглашения
      • Государственно-частное и муниципально-частное партнерство
  • Защита прав участников долевого строительства
    • Гарантии защиты прав и законных интересов участников долевого строительства
    • Нарушение сроков строительства застройщиком: способы защиты
    • Ответственность застройщика перед участником долевого строительства
    • Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства
    • Передача застройщиком объекта долевого строительства с недостатками
    • Расторжение договора участия в долевом строительстве
    • Применение законодательства РФ о защите прав потребителей по спорам с участием дольщиков
    • Последствия незаконного привлечения застройщиком денежных средств граждан
    • Защита прав участников строительства при банкротстве застройщиков
      • Возможные варианты требований дольщика
      • Процедуры банкротства застройщика
      • Объект незавершенного строительства и земельный участок застройщика-банкрота
      • Реализация с торгов объекта незавершенного строительства и иного имущества
      • Передача завершенного строительством объекта
  • Примеры работ
    • Примеры работ
  • Град. аудит
  • Контакты
  • Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов?

    Собираетесь приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов ? Прежде всего, ознакомьтесь с действующим законодательством, регулирующим вопросы оснований и порядка предоставления государственных или муниципальных земельных участков в пользование граждан и организаций.

    Федеральными законами № 171-Ф3 от 23.06.2014, № 224-Ф3 от 21.07.2014, № 487-Ф3 от 29.12.2014 в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, существенным образом меняющие порядок распоряжения земельными участками. Основная часть указанных поправок вступила в силу с 01.03.2015 года.

    В настоящем аналитическом материале рассмотрены основные вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду без проведения торгов после 01.03.2015.

    Правовой Центр ДВА М готов помочь Вам реализовать свои права на приобретение в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и оказать осуществить полное юридическое сопровождение, в том числе по вопросам:

    • Подготовки юридических заключений
    • Представительства в уполномоченных органах
    • Представления интересов в суде
    • Взаимодействия с проектировщиками и экспертами
    • Комплексного юридического сопровождения строительных и инвестиционных проектов

    1. Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона

    1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действующая до 01.03.2015, предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу, исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).

    После 01.03.2015 данный порядок претерпел существенные изменения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимых исключительно в форме аукциона, за исключением случаев, прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи .

    Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса (см. п.3 настоящей Справки).

    Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ .

    1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

    Из них практическое значение для органа местного самоуправления имеют следующие основания:

    1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;

    2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;

    3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Более детально данное основание рассмотрено в п.2.2 настоящей Справки;

    4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Вступающая в действие с 01.03.2015 редакция Земельного кодекса РФ позволяет изымать земельные участки, обремененные арендой, для государственных или муниципальных нужд с предоставлением участка взамен изымаемого. В этом случае, как следует из анализируемых положения закона, предоставление земельного участка взамен изымаемого осуществляется без торгов;

    6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;

    7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта , осуществляется без проведения торгов. Процедура предоставления данных участков проанализирована в п. 2.3 настоящей Справки. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуры, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (см. п.3 настоящей Справки);

    8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Детальный анализ порядка и оснований заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов приведен в п. 2.1. настоящей Справки.

    Порядок заключения договоров аренды в случаях, не требующих проведения торгов закреплен ст. 39.14-39.17 Земельного кодекса РФ и проанализирован в п. 2 настоящей Справки.

    2. Порядок заключения договора аренды без проведения торгов

    Порядок заключения договора аренды без проведения торгов зависит от того, по каким основаниям потенциальный арендатор имеет право на заключение такого договора.

    В целях определения порядка заключения договора аренды без проведения торгов все основания для заключения договоров могут быть условно разделены на три группы:

    1) заключение договора аренды с лицом, имеющим право на заключение нового договора аренды без проведения торгов (основания, указанные в подп. 31 и 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    2) заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства (основание, предусмотренное п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

    3) заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ.

    Ниже приведен детальный анализ порядка заключения договоров аренды без проведения торгов по каждому из приведенных выше оснований.

    Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги по вопросам предоставления земельных участков в аренду либо в собственность, в том числе:

    • проводит правовую экспертизу наличия оснований для предоставления участков без проведения торгов ;
    • обеспечивает юридическое сопровождение процедуры оформления прав на земельные участки со стадии формирования земельного участка до его предоставления в собственность (аренду);
    • осуществляет юридическое сопровождение участия заказчиков в проведении земельных аукционов и оспаривания их результатов;
    • оказывает услуги по представлению интересов в судах по спорам, вытекающих из оформления прав на земельные участки без проведения торгов .

    2.1. Заключение без торгов договора аренды на новый срок.

    В соответствии с ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

    Вместе с тем, из данного правила имеется ряд исключений.

    На заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов имеют право следующие лица:

    2.1.1. Арендаторы земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, которые надлежащим образом использовали земельный участок в течение срока действия предыдущего договора аренды (подп. 31 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, п. 5 ст. 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). В этом случае основанием для заключения договора аренды на новый срок является заявление арендатора, поданное арендодателю до заключения срока действия предыдущего договора аренды. Иных документов закон не требует.

    2.1.2. Арендаторы земельных участков, если:

    Земельный участок был предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подп. 1 ч. 3 ст.39.6 Земельного кодекса РФ). Данное основание не распространяется на случаи, когда заключение договора без проведения торгов было осуществлено в связи с тем, что первоначальное предоставление земельного участка планировалось на основании торгов, но данные торги были признаны несостоявшимися в связи с наличием одной заявки (пп. 13, 14, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ). В этом случае первичное предоставление земельного участка в аренду признается предоставлением с торгов и право на заключение нового договора аренды без проведения торгов у такого арендатора не возникает;

    Земельный участок был предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (подп. 2 ч. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данной нормы следует, что даже если первичное предоставление участка гражданам для ведения садоводства или дачного хозяйства было осуществлено на аукционе, последующее предоставление такого участка в аренду на новый срок возможно и без проведения аукциона.

    2.1.3 Предоставление земельного участка на новый срок без проведения торгов по основаниям, указанным в п. 2.1.2 настоящей Справки, допускается только при наличии одновременной совокупности всех следующих условий, определенных ч. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ:

    1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

    2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо. Например, на данном участке отсутствуют здания, строения или сооружения, принадлежащие на праве собственности или праве хозяйственного ведения иному лицу;

    3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ;

    4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Данное условие является принципиальным и означает, что само по себе первичное предоставление участка в аренду без проведения торгов не дает право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, если на момент заключения нового договора такой земельный участок (исходя из его категории и вида разрешенного использования) должен быть предоставлен на аукционе (например, был изменен вид разрешенного использования участка для целей, связанных со строительством).

    Для заключения договора аренды на новый срок по основаниям, указанным в п. 2.1.2. настоящей Справки, заинтересованные арендаторы предоставляют арендатору заявление о заключении нового договора аренды. Проверка наличия/отсутствия иных критериев, необходимых для заключения нового договора аренды без проведения торгов, возлагается на арендодателя.

    2.2. Заключение без торгов договора аренды на достройку объекта незавершенного строительства.

    Новая редакция Земельного кодекса РФ существенно меняет правовое регулирование режима землепользования участками, занятыми объектами незавершенного строительства, расположенными на арендованных участках, срок действия аренды которых истек.

    Как отмечалось ранее, по общему правилу, лицо, которому земельный участок был предоставлен для целей строительства, не имеет преимущественного права на предоставление данного участка по договору аренды на новый срок без проведения аукциона (ч. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

    В соответствии с ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ если объект незавершенного строительства находится на земельном участке, срок действия договора аренды которого истек, орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды вправе предъявить в суд требование об изъятии объекта незавершенного строительства и продаже его с публичных торгов .

    Правила проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства определены статьей 239.1 Гражданского кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1299.

    Лицо, купившее объект незавершенного строительства с публичных торгов, вправе однократно заключить аренды данного земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта.

    Договор аренды в данном случае заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений (ч. 9 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

    Если в течение шести месяцев с момента завершения срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, уполномоченный орган не обратился в суд с иском об изъятии данного объекта и его продаже с публичных торгов либо если объект не был продан с торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах, собственник объекта незавершенного строительства имеет право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о заключении с ним без проведения торгов договора аренды данного земельного участка для целей завершения строительства расположенного на нем объекта.

    В этом случае договор аренды заключается на срок до трех лет (подп. 6 ч. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

    Необходимо отметить, что описанные выше правовые режимы применяются к правоотношениям, возникшим после 01.03.2015.

    В соответствии с п. 21 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке.

    При этом, предоставление участка без торгов согласно рассматриваемому пункту Закона возможно однократно.

    2.3. Порядок заключения договора аренды без проведения аукциона в иных случаях.

    2.3.1. Предоставление без торгов сформированного участка.

    Порядок заключения договоров аренды земельных участков в случаях, не рассмотренных в пп. 2.1 и 2.2. настоящей Справки, урегулирован ст. ст.39.14-39.17 Земельного кодекса РФ.

    Порядок заключения договора аренды зависит от того сформирован ли испрашиваемый земельный участок или нет. Если земельный участок сформирован и стоит на кадастровом учете, то для предоставления земельного участка в аренду - при наличии установленных на то оснований- заинтересованное лицо направляет в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, заявление о предоставлении земельного участка (ч. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).

    В заявлении, наряду с прочим, указываются сведения о заявителе, кадастровый номер участка, основание предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона.

    Принципиально отметить, что если Земельным кодексом РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность либо в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (ч. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

    Заявление о предоставлении земельного участка без торгов должно быть рассмотрено уполномоченным органом в течение тридцати дней (ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ), в течение которых уполномоченный орган подготавливает проект договора аренды и направляет его заявителю (если границы земельного участка не нуждаются в уточнении) либо отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям, закрытый перечень которых указан в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (см. п. 2.3.3 настоящей Справки).

    Вступающая в силу с 01.03.2015 редакция Земельного кодекса РФ не предусматривает необходимости публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка без проведения торгов. Единственное исключение – предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, см. п. 3 настоящей Справки).

    В соответствии с ч. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. Это означает, что при конкуренции заявок на один и тот же участок, который может быть предоставлен в аренду без проведения торгов (например, для ведения личного подсобного хозяйства за пределами населенного пункта), договор аренды заключается с лицом, первым подавшим заявку, без проведения аукциона.

    2.3.2. Предоставление без торгов несформированного участка.

    Если земельный участок, который может быть предоставлен без проведения торгов, не сформирован, процедуре его предоставления, описанной в п. 2.3.1. настоящей Справки должна предшествовать процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

    Суть данной процедуры заключается в следующем:

    1) заинтересованное в предоставлении участка лицо подготавливает схему расположения испрашиваемого земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок (подп. 1 ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ);

    2) заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    В заявлении, наряду с прочим, указываются реквизиты заявителя, основания предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов, вид права, на котором испрашивается участок, сведения об испрашиваемых границах участка, определенных схемой расположения, подготовленной заявителем, либо проектом межевания.

    Соответственно, к заявлению прикладываются схема расположения земельного участка и документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.

    Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в течение 30 дней.

    Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются наличие оснований для отказа в согласовании схемы расположения, указанных в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ), а также наличие оснований, исключающих предоставление участка без торгов в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

    В остальных случаях уполномоченный орган обязан согласовать предоставление земельного участка.

    Решение о предварительном согласовании решения о предоставлении земельного участка является основанием для проведения за счет заявителя кадастровых работ по его формированию и постановке на кадастровый учет (пп. 4-5 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

    Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка действует два года (ч. 14 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), в течение которых заявитель имеет право обеспечить постановку участка на кадастровый учет и обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка.

    После постановки земельного участка на кадастровый учет заявитель, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему участка в порядке, ранее рассмотренном в п. 2.3.1. настоящей Справки.

    Необходимо отметить, что если в отношении одного участка поступило несколько заявок на предварительное согласование предоставления земельного участка, данные заявки рассматриваются в порядке их поступления (ч. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ). Иными словами, при поступлении нескольких заявок на один участок приоритет отдается первой поступившей заявке без проведения торгов.

    Еще раз необходимо отметить, что описанный в настоящем пункте порядок предварительного согласования при предоставлении земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, применяется с учетом специфики, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса (см. п. 2.3.4. настоящей Справки).

    2.3.3. Основания отказа в предоставлении участков в аренду без проведения торгов.

    Исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган вправе отказать в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

    Приведенные в данной статье основания отказа могут быть разделены на несколько условных групп 1:

    1) заявитель не имеет права на предоставление участка без проведения торгов;

    2) на участке имеются здания, строения или сооружения, которые принадлежат на вещном праве иным лицам;

    3) участок обременен правами третьих лиц (правом собственности, аренды либо права постоянного (бессрочного) пользования). Соответственно, данное основание не применяется, если арендатор участка либо обладатель права постоянного (бессрочного) пользования обратились с заявлением о выкупе участка либо его переоформлении в аренду согласно пп. 9 и 10 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;

    4) участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

    5) участок находится на территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении либо договор о развитии застроенной территории;

    6) участок является предметом объявленного аукциона, в отношении него принято решение о предварительном согласовании предоставления либо в отношении участка ранее поступило заявление о проведении аукциона либо о предварительном согласовании его предоставления;

    7) испрашиваемый заявителем вид использования участка не соответствует виду использования участка согласно данным кадастрового учета и документам территориального планирования (за исключением размещения линейных объектов в соответствии с утвержденным проектом планировки территории);

    9) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

    При наличии указанных в ст. 39.16 Земельного кодекса оснований, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов либо в согласовании предварительного предоставления участка (если испрашиваемый участок не был сформирован).

    3. Специфика предоставления без торгов участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам в отдельных случаях

    Рассмотренный в п. 2.3. настоящей Справки порядок предоставления земельных участков в аренду без торгов имеет свою специфику, применимую при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйства для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

    В соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина либо крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления указанных выше земельных участков уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий :

    1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в средстве массовой информации, используемом для официальной публикации муниципальных нормативных правовых актов, и на сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».

    2) отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в п. 6 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (см. пп. 2.3.2 и 2.3.3 настоящей Справки)

    В извещении указываются:

    1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

    2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, в течение тридцати дней соответственно со дня публикации заявить о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

    3) адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе и сроках их направления;

    4) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

    5) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

    6) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

    7) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

    8) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

    Решение о заключении договора аренды земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается уполномоченным органом без проведения аукциона только в том случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) о намерении участвовать в аукционе не поступили.

    В этом случае уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не сформирован) либо о заключении договора аренды. В первом случае договор аренды заключается после постановки участка на кадастровый учет и поступления заявления от лица, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления участка. Договор заключается без проведения аукциона.

    Если в течение тридцати дней с момента публикации извещения поступили иные заявления граждан и/или крестьянских (фермерских) хозяйств о готовности участия в аукционе, предоставление земельного участка осуществляется исключительно на аукционе.

    При этом, согласно ч. 7 ст. 39.18 Земельном кодексе РФ в этом случае проведение аукциона является обязанностью, а не правом уполномоченного органа.

    Порядок предоставления земельных участков на аукционе рассмотрен детально в отдельной аналитической справке.

    1 Приведенный ниже перечень систематизирует основания отказа, установленные анализируемой статьей, но не является исчерпывающим и не охватывает все предусмотренные данной статьей исключения и нюансы.

    Оформление в аренду земельного участка без торгов

    Ваш вопрос:

    хочу подать заявление о предоставлении в аренду земельного участка, который прилегает к моему участку, принадлежащему мне на праве частной собственности.
    В заявлении хочу указать: … прошу предоставить мне в аренду земельный участок в соответствии с п.п. 19 п.2 статьи 39.6 З.К. без проведения торгов для ведения огородничества в соответствии с классификатором разрешенного использования земельных участков по коду 2.2 (наименование вида разрешенного использования з.у. — приусадебный участок личного подсобного хозяйства, описание вида разрешенного использования з.у. — производство сельскохозяйственной продукции) …
    Правомерно ли такое заявление?
    Могут ли мне отказать?
    Каковы аргументы для отказа?

    Ответ юриста:
    Здравствуйте, Наталья!
    Как понимаю Вы желаете получить земляной участок для последующих целей?
    Статья 39.6. Случаи предоставления земляных участков, находящихся в гос либо городской принадлежности, в аренду на торгах и без проведения торгов
    [Земельный кодекс РФ] [Глава V.1] [Статья 39.6]
    2. Контракт аренды земляного участка, находящегося в гос либо городской принадлежности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
    19) земляного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества либо земляного участка, размещенного за границами населенного пт, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
    Правомерно ли такое заявление?
    НатальяОбразец заявление Вы сможете получить конкретно в Администрации г.о. Химки
    Могут ли мне отказать?
    Наталья
    Вероятные основания для отказа указаны в статье 39.16. Основания для отказа в предоставлении земляного участка, находящегося в гос либо городской принадлежности, без проведения торгов (http://www.

    О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов

    Ваш вопрос: земельный кодекс статья 39 6

    По моему заявлению было инициировано формирование земельного участка путем разработки проекта планировки участка все затраты на проведение инженерно-геодезических изысканий и проекта планировки были понесены мной, дальнейшая постановка на учет так же планируется за мой счет. Могу ли я требовать заключения договора аренды на данный участок без проведения торгов согласно какого-либо из пунктов статьи 39.6 ЗК РФ (к примеру п.п.6).
    С п.п.15 все конечно понятно но есть риски, есть ли возможность требовать на основании того что все сделано за свой счет без данной процедуры.

    Ответ юриста:
    В случае, если земляной участок предоставлялся Вам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства (пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), для ведения огородничества либо земляного участка, размещенного за границами населенного пт для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ), Вы имеете право на заключение нового контракта аренды без торгов при совокупы критерий, предусмотренных п. 4 ст. 39.6:1)заявление о заключении нового контракта аренды такового земляного участка подано до денька истечения срока деяния ранее заключенного контракта аренды земляного участка;
    2) исключительным правом на приобретение такового земляного участка в случаях, не обладает другое лицо;
    3) ранее заключенный контракт аренды такового земляного участка не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пт 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ;
    4) на момент заключения нового контракта аренды такового земляного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пт 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земляного участка, контракт аренды которого был заключен без проведения торгов (в Вашем случае пп.
    ________________________________________

    Трактовка пункта статьи 39.10 ЗК РФ п.п.6

    Ваш вопрос: земельный кодекс статья 39 6

    39.10 ЗК РФ п.п.6 как правильно трактовать эту статью может оформить любой гражданин?
    Не могу понять что значит определённых законом субъекта. Это муниципальные образования определены законом или что.

    Ответ юриста:
    Согласно пп.6 п.2 ст.39.10 Земляного кодекса РФ, земляные участки, находящиеся в гос либо городской принадлежности, могут быть предоставлены в
    безвозмездное использование, в том числе, гражданину для личного
    жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства ли воплощения
    крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в городских
    образованиях, определенных законом субъекта Русской Федерации, на срок не
    более чем 6 лет.
    Другими словами в этом случае законодатель предугадал широкие возможности субъектов РФ по определению соответственных городских образований, исходя из
    социально-экономической и демографической ситуации в определенном регионе, в
    которых надлежащие земляные участки могут быть предоставлены в
    безвозмездное использование.
    Надеюсь ответ был Вам полезен!
    ________________________________________

    Продление/заключение договора аренды земельного участка без торгов

    Ваш вопрос:

    Здравствуйте! помогите найти выход ситуация следующая:
    был договор аренды з/у под посадку овощных культур без права кап. строительства,
    договор закончился. Заключение нового договора невозможно без проведения торгов пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. есть ли возможность заключить такой договор без торгов на новый срок.
    По условиям договора он расторгнут по истечении указанного срока.

    Ответ юриста:
    Здравствуйте, Любовь. К огорчению, согласно ч.15 ст.39.8. Земляного кодекса РФ арендатор земляного участка, находящегося в гос либо городской принадлежности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок контракта аренды такового земляного участка без проведения торгов.
    ________________________________________

    С 1 марта 2015 года вступили в силу масштабные изменения в ЗК РФ. В частности, появилась норма подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, которая предусматривает возможность предоставления собственнику объекта незавершенного строительства земельного участка в аренду без проведения торгов в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах .

    Подпункт 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает 3 альтернативы, при которых допускается возможность предоставления земельного участка по данному основанию:

    1. необращение уполномоченного органа в течение 6 месяцев в суд с требованием об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов;

    2. отказ суда в удовлетворении искового требования уполномоченного органа;

    3. непродажа объекта незавершенного строительства с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвующих в торгах.

    Отношения по прекращению права собственности на объект незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка также регулируются ст. 239.1 ГК РФ.

    Пункт 4 ст. 239.1 ГК РФ предусматривает правило о возможности государства (муниципалитета) приобрести в собственность объект незавершенного строительства в случае, если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися.

    На мой взгляд, налицо коллизия между п. 4 ст. 239.1 ГК РФ и подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ в той части, в которой подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ не предусматривает возможности государства (муниципалитета) приобрести в собственность изымаемый объект незавершенного строительства в случае, если публичные торги признаны несостоявшимися. Подпункт 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ указывает на непродажу объекта незавершенного строительства с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвующих в торгах, как на основание для предоставления без торгов земельного участка собственнику объекта незавершенного строительства.

    Судебная практика по данному вопросу еще не сформировалась, однако, очевидно, что вскоре указанный вопрос встанет перед судами.

    Какая же из рассматриваемых норм имеет приоритет? С одной стороны, и ЗК РФ (в части земельных правоотношений), и ГК РФ (в части гражданских правоотношений) устанавливают свой приоритет над другими федеральными законами. С точки зрения правовой логики, обосновать можно приоритет любой из норм.

    Несмотря на то, что позиция о приоритете норм ГК РФ идеологически мне ближе, я полагаю, что приоритет в данном случае нужно отдать норме Земельного кодекса, поскольку соответствующее решение (невозможность приобрести государству (муниципалитету) объект незавершенного строительства в случае, когда публичные торги признаны несостоявшимися) в большинстве случаев экономически оправдано, поскольку государство в силу закона не обременяется экономически обременительным объектом, аукцион по продаже которого не состоялся. При этом, государство получит плату за предоставление земельного участка в аренду, а также будет продолжать получать арендную плату за землю от собственника объекта незавершенного строительства. Кроме того, признания приоритета за ЗК в данном случае снижает управленческое усмотрение компетентных органов, что снижает коррупционные риски.

    Если у Вас, уважаемые коллеги, есть какие-либо весомые аргументы в пользу приоритета нормы ГК РФ, прошу их высказать (разумеется, кроме абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).