Может ли Главный бухгалтер подчиняться Финансовому директору? Кому подчиняется главный бухгалтер? Кто подчиняется бухгалтеру.


Август 29, 2019

Источник публикации: «Главбух», 2019, № 17

Теперь все работники обязаны слушаться главбуха, когда дело касается первички. В Законе о бухучете появилось новое правило. В интернете полемика: бухгалтеры опасаются, что новые полномочия влекут и повышенные риски. Так ли это, «Главбух» разобрался вместе с экспертами по бухучету и юристами.

Новая норма в Законе о бухучете гласит: письменные требования главбуха или другого лица, которое ведет учет, обязательны для работников компании. Речь идет о требованиях главбуха правильно оформлять документы и вовремя передавать их в бухгалтерию. Поправки действуют с 26 июля 2019 года (Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ).

Такое же правило было в прежнем Законе о бухучете, который действовал до 2013 года. Когда приняли Закон № 402-ФЗ, это правило исключили, а сейчас опять вернули. У бухгалтеров и экспертов новая норма вызвала четыре принципиальных вопроса. Читайте далее ответы на эти вопросы и смотрите образец письменных требований к первичке, которые работают на главбуха, а не против него.

Разве поправки гарантируют, что бухгалтерия получит правильную первичку?

Бухгалтеры сомневаются, что новая норма закона будет идеально работать на практике. Слабо верится, что менеджеры и подотчетники благодаря ей станут вдруг с первого раза приносить в бухгалтерию правильные документы, причем вовремя. Работники обычно выполняют те правила, за нарушение которых могут наказать. Но как главбух может наказать менеджеров или коммерческого директора, который не принес авансовый отчет по командировке? Главбуху эти работники не подчиняются. Получается, что без поддержки директора заставить всех выполнять требования бухгалтерии проблематично. Об этом говорят и эксперты по бухучету.

Тем не менее плюс в новой норме все же есть. Ее появление - удачный повод для того, чтобы обратиться к директору с предложением навести порядок в документообороте. Ссылайтесь на изменения в Законе о бухучете. Попросите директора подписать документы, которые реально помогут вам решать проблемы с первичкой. Что это за спасительные документы, узнаете дальше.

Комментарий эксперта:

Алексей Иванов, доцент, заместитель заведующего кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита по научной работе Южно-Уральского государственного университета, к. э. н.

«Работа по наведению порядка в документах и документообороте бывает успешной только при активном участии директора. Поэтому не думаю, что новая норма закона об обязательности требований главбуха обеспечит полноту и достоверность отчетности, как заявили ее разработчики».

Если у главбуха стало больше полномочий, значит, риски тоже выше?

Главбухи опасаются: раз стало больше власти, то прибавилось и ответственности. Если главбух письменно сформулирует свои требования к документообороту, то будет отвечать за все ошибки, в том числе платить штраф из собственного кармана. На самом деле это не так.

Риски штрафов часто связаны с тем, что в учете компании проходит недостоверная первичка или с опозданием отражаются доходы. На этот счет в Законе о бухучете по-прежнему есть выгодные для главбуха нормы. Вот они, их никто не отменял.

Работник, который оформил первичку, обеспечивает достоверность ее данных и своевременную передачу в бухгалтерию. Главный бухгалтер не отвечает за достоверность первички, которую составил кто-то другой (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

С главбуха не должны требовать личный штраф, если отчетность исказили из-за недостоверности первички, которую составили другие лица, или из-за несвоевременной передачи документов для регистрации в учете (примечание 1.1 к ст. 15.11 КоАП).

Тот факт, что первичку оформил не главбух, подтверждают подписи на этом документе. Дату, когда документы попали в бухгалтерию, можно фиксировать. Например, в реестре, по которому менеджеры будут передавать документы в бухгалтерию. Другой вариант - завести специальный журнал регистрации документов.

Таким образом, документ с требованиями главбуха к первичке не должен привести к дополнительным рискам. Так считают и налоговые юристы. Наоборот, документ удобен, так как вы можете ссылаться на него. Во-первых, в переписке с работниками, чтобы получить недостающие документы или исправить первичку. Во-вторых, на проверке, если инспекторы выявят занижение налогов. Документ, в котором вы установите ответственных за первичку и сроки ее передачи, дополнительно подтвердит, что вы не должны платить административный штраф за нарушения в учете.

Комментарий юриста:

Владислав Брызгалин, управляющий партнер, директор группы компаний «Налоговый щит»

«Считаю, что новая норма об обязательности требований главбуха не влечет для него дополнительной ответственности. Напротив, она позволит доказывать, что документы оформили или представили не вовремя в нарушение требований главбуха. Значит, ошибки в учете возникли не по его вине».

Новая бумажка с требованиями обязательна или можно обойтись без нее?

Коллеги рассудили: раз в законе теперь сказано о письменных требованиях к первичке, всем главбухам придется составить новую бумагу. Разберемся, так ли это.

По общему правилу компания утверждает порядок документооборота в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Допустим, в учетной политике вы уже закрепили ответственных за первичку и сроки передачи ее в бухгалтерию. Работникам выдали инструкции, как заполнять документы. Значит, вы уже сформулировали требования к первичке. Может быть, по факту их и не выполняют, но это уже другой вопрос. К нему вернемся позже.

Возьмем другую ситуацию. В учетной политике компании нет требований к срокам передачи документов. Тогда вы можете закрепить их в любом документе. Например, составить график документооборота. Чтобы минимизировать ошибки в первичке, можно разработать инструкции для менеджеров и других работников.

Еще один вариант - составить регламент, в котором закрепить все требования к первичке, в том числе сроки передачи в бухгалтерию. Фрагмент такого регламента - в образце 1. Расширенный вариант - в электронной версии статьи. →e.glavbukh.ru

Возможно, в компании уже есть положения о командировках и выдаче денег под отчет. Тогда правила для первички по командировкам и подотчетным можно установить в этих же документах.

Считаете, что дополнительные бумаги по правилам для первички в вашей компании не нужны? Не составляйте их. Новый закон не обязывает это делать.

Как сделать, чтобы требования главбуха выполнялись?

Главбуху напрямую подчиняются только сотрудники бухгалтерии. В таких условиях не так просто добиться, чтобы требования к первичке выполняли другие работники. Но кое-что все же в ваших силах.

Утвердите бумагу с требованиями к первичке у директора. Настаивайте, чтобы в должностных инструкциях менеджеров закрепили обязанность правильно оформлять первичку или получать документы от поставщика и вовремя передавать в бухгалтерию (образец 2 →39). В должностную инструкцию главбуха включите право требовать выполнения правил по первичке (образец 3 →39).

Чтобы стимулировать менеджеров выполнять требования к первичке, добавьте специальное условие в положение о премировании (образец 4 →39). Напишите, что бонусы менеджерам начисляются, только если они вовремя сдали документы в бухгалтерию.

Ольга Солдатова, ведущий эксперт журнала «Главбух»

Анастасия Витковская, MBA (SSE), Партнер и директор открытых программ бизнес-школы AMI, Санкт-Петербург

О чем мы вам расскажем в этой статье

  • Целесообразность совмещения должностей главного бухгалтера и финансового директора
  • Функции и обязанности главного бухгалтера и финансового директора
  • 3 сценария эффективного сочетания должностей в компании
  • Полномочия финансового директора и главного бухгалтера

Целесообразность совмещения должностей главного бухгалтера и финансового директора определяется исходя из ответов на следующие вопросы:

  • Какие функции выполняют в Вашей компании бухгалтерия и финансовое управление?
  • Кто там работает?
  • Как организована в компании структура финансового отдела и бухгалтерии?
  • И какой Вы хотели бы эту структуру видеть?

Организационно главный бухгалтер и финансовый директор в структуре компании могут располагаться на одном (схема 1) или на разных (схема 2) уровнях. В последнем случае во главе стоит финансовый директор, которому подчиняются финансовый отдел и главный бухгалтер. Модификация последней схемы для небольших компаний – финансовый директор осуществляет свои функции единолично, без финансового отдела, и ему же подчиняется бухгалтерия.

Подразделения на одном уровне

Главный бухгалтер подчиняется финансовому директору

Что касается иерархии руководителей, то главный бухгалтер и финансовый директор могут подчиняться напрямую Генеральному, исполнительному или коммерческому директору (такое распределение полномочий встречается нередко). Иногда финансовый директор находится в подчинении у Генерального Директора, а главный бухгалтер – у исполнительного (схема 3).

Вариант распределения полномочий


Рассказывает практик

Андрей Андрюхин,

В небольших компаниях, структура бизнеса которых насчитывает один, максимум два звена, планированием и решением стратегических вопросов занимается руководитель, главный бухгалтер отвечает за финансовую и оперативную деятельность, и необходимость в финансовом директоре отпадает сама собой.

Когда компания расширяется, бизнес-структура становится многопрофильной и увеличивается штат, появляется потребность в человеке, который будет заниматься финансовым планированием, распределением денежных потоков, привлечением инвестиций. Неважно, какбудет называться должность этого сотрудника – заместитель по экономике и финансам или финансовый директор, суть в том, что одному главному бухгалтеру компанию не потянуть. После появления финансового руководителя обязанностью главбуха становится защита тыла – обеспечение «кристальной» бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. А его вмешательство в дела финансового директора было бы скорее вредно для бизнеса, нежели полезно.

Функции и обязанности

Бухгалтерия ведет операционную и отчетную работу: обслуживает взаимодействие компании с государственными органами, банками и клиентами. Ее основные функции:

  • документооборот[i];
  • расчет заработной платы сотрудников;
  • составление официальной отчетности;
  • отстаивание интересов компании в различных фондах и прежде всего в налоговой инспекции.

Среди первостепенных функций финансового отдела можно выделить следующие:

  • управление денежными потоками (планирование, распределение, контроль);
  • учет рисков по предприятию в целом, отдельным подразделениям и конкретным продуктам;
  • разработка предложений по оптимизации налогов;
  • руководство отделами и помощь им при бюджетировании;
  • коррекция планов поступления денег и затрат;
  • обеспечение соответствия финансовых операций стратегии компании;
  • определение финансовой политики и правил работы с внешними и внутренними клиентами.

Исходя из описанных функций распределяются и должностные обязанности между главным бухгалтером и финансовым директором. Очевидно, что их функции дополняют друг друга и частично пересекаются. Основные различия и сходства должностных обязанностей финансового директора и главного бухгалтера приведены в таблице ниже.

Должностные обязанности финансового директора

  1. Организация и проведение регулярного финансового анализа, планирования и контроля.
  2. Постановка и осуществление управленческого учета.
  3. Проверка соответствия финансового планирования стратегии компании.
  4. Регулярное бюджетирование.
  5. Финансовое прогнозирование.
  6. Обоснование ценообразования.
  7. Привлечение инвестиций.
  8. Работа с кредитными организациями и банками.
  9. Распределение финансовых потоков внутри компании.
  10. Управление рисками.
  11. Разработка предложений по обеспечению платежеспособности предприятия.
  12. Построение механизмов внутренней финансовой отчетности.

Должностные обязанности главного бухгалтера

  1. Организация оптимального ведения и хранения бухгалтерской документации.
  2. Контроль соответствия законодательству учетной политики и бухгалтерского учета.
  3. Организация своевременного предоставления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в соответствующие инстанции (например, в федеральный, региональный и местный бюджеты), страховых взносов – в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей – в банковские учреждения и т. п.
  4. Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
  5. Руководство подготовкой и принятием рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов (если таковых нет в пакете типовой документации), разработкой форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, обеспечением порядка проведения инвентаризаций.

  6. Контроль за обработкой бухгалтерской информации, порядком документооборота, соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины.
  7. Предоставление полной, своевременной, достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах.
  8. Контроль (совместно с финансовым директором или вместо него) за соблюдением финансовой дисциплины.
  9. Контроль своевременного отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных и основных средств, товарно-материальных ценностей.
  10. Калькуляция себестоимости и расчет заработной платы сотрудников.
  11. Участие в анализе финансовой деятельности предприятия.

Эффективное возложение обязанностей главного бухгалтера на финансового директора

Рассмотрим три сценария развития на примере успешно работающих на российском рынке компаний, в которых существует или существовало ранее совмещение должностей главного бухгалтера и финансового директора.

Полномочия финансового директора и главного бухгалтера


Финансовый директор

Главный бухгалтер

Различия

Планирование, анализ финансовой деятельности с учетом разных факторов, внутренний аудит

Учет и контроль потока денежных средств

Сходства

Определение финансовой стратегии компании, обеспечение соответствия финансовой политики, ценообразования, бюджетирования, финансовых потоков деятельности компании в целом
Стратегически-тактический уровень решаемых задач

Предоставление требуемой документации различным органам, проведение выплат организациям, соблюдение финансовой дисциплины. Калькуляция затрат. Выплата заработной платы
Операционно-тактический уровень решаемых задач

Знание правовой базы, определение финансовой политики на разных уровнях, управление финансовыми потоками

Сценарий первый

Компания X работает на рынке 12 лет. Оборот достигает 500 тыс. евро в год. Коллектив из 25 постоянных сотрудников обслуживает около 40 клиентов. До сих пор функции финансового планирования выполняет главный бухгалтер, который прекрасно знает все нюансы деятельности компании.

Главный бухгалтер, хотя имеет помощника, в основном все делает сам. А именно:

  • отвечает за организацию оптимального ведения и хранения бухгалтерской документации, соответствие учетной политики и бухгалтерского учета законодательству РФ;

  • организует своевременное предоставление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в соответствующие инстанции;
  • контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также сохранность собственности предприятия;
  • руководит калькуляцией себестоимости и расчетом заработной платы сотрудников;
  • отслеживает задолженности банкам;
  • участвует в анализе финансовой деятельности предприятия.

Решением вопросов, связанных со стратегическим планированием и управлением денежными потоками, занимается Генеральный Директор. Главный бухгалтер ему в этом помогает.

  • Как уволить финансового директора без финансовых последствий

Рассказывает практик

Андрей Андрюхин, Финансовый директор Плавского машиностроительного завода «Смычка», Плавск (Тульская область)

В течение четырех лет я совмещал должности главного бухгалтера и финансового директора. Количество сотрудников (около 530 человек) и структура бизнеса не менялись в компании многие годы. После дефолта 1998 года, когда мы, как и многие другие отечественные предприятия, оказались на краю пропасти, пришлось урезать штат и сократить издержки. Должность директора по экономике и финансам была ликвидирована, и я, тогда еще главный бухгалтер, был вынужден заниматься финансовым планированием, распределением денежных потоков, привлечением инвестиций. Когда в 2002 году мы нашли хорошего главного бухгалтера, я стал финансовым директором.


Сценарий второй

В компании Y с оборотом 15 млн евро (11 лет на рынке, 80 сотрудников) ввели должность финансового директора на пятый год существования, когда оборот достигал 3 млн евро, а штат составлял 20 человек. Сейчас компания занимается уже тремя разными видами деятельности и обслуживает порядка 140 крупных клиентов. Для эффективной работы были организованы финансовый отдел (из трех сотрудников) и бухгалтерия (из пяти).

Основной причиной привлечения финансового директора стал рост компании. Увеличилась нагрузка у главного бухгалтера, ему понадобились новые специальные знания. Введение должности финансового директора позволило разделить стратегическую и операционную функции, усилив вместе с тем планирование и контроль каждого вида деятельности компании.

Финансовый директор обеспечивает:

  • организацию и выполнение регулярного финансового менеджмента;
  • финансовый анализ, планирование и контроль;
  • постановку и выполнение управленческого учета;
  • проверку соответствия финансового планирования стратегии компании (иными словами, он участвует в планировании бизнеса в целом);
  • регулярное бюджетирование;
  • финансовое прогнозирование, дисконтирование, ценообразование;
  • привлечение инвестиций;
  • работу с кредитными организациями;
  • распределение финансовых потоков внутри компании;
  • работу с банками;
  • обеспечение рисков.

Недавно владельцы обсуждали возможность продажи части бизнеса компании и от финансового директора потребовалось оценить ее стоимость. В его обязанности входит и разработка предложений по обеспечению платежеспособности предприятия. Он занимается страхованием грузов и эмиссией ценных бумаг. А теоретические знания финансового директора по слияниям и поглощениям, возможно, понадобятся уже в этом году в связи с тем, что компания активно «съедает» конкурентов.

Очевидно, что совмещение должностей главного бухгалтера и финансового директора в данном случае невозможно, так как компания бурно растет. Разделение функций насущно необходимо.

Говорит Генеральный Директор

Евгений Кабанов, Генеральный Директор группы компаний «Кубаньагропрод», Краснодарский край

До 2003 года в ООО «Центр Соя» – нашем предприятии по переработке соевых бобов в Краснодарском крае – необходимости в финансовом директоре не возникало. Главный бухгалтер занимался бухгалтерской и налоговой отчетностью. А решения по финансовому прогнозированию, вопросам, связанным с финансовой дисциплиной, планированием, контролем и анализом деятельности предприятия, принимались в московском головном офисе.

Последние два года в компании происходят изменения, цель которых – создание на предприятии в Краснодарском крае сильной команды, способной самостоятельно принимать стратегически важные решения. Часть оперативных и стратегических функций финансового, производственного и маркетингового характера московская управляющая компания постепенно передает в регион, с тем чтобы рычаги управления оказались в руках менеджеров предприятия в Краснодаре.


Таким образом, центр ответственности смещается из Москвы в Краснодарский край и на главного бухгалтера возлагается все больше обязанностей финансового директора. В связи с этим появились две штатные должности экономистов, которые занимаются сбором, обработкой и анализом финансово-экономической информации. Думаю, еще какое-то время в эффективности совмещения функций финансового руководителя и главного бухгалтера можно будет не сомневаться.

Сценарий третий

Компания Z работает на рынке восемь лет, оборот – 3 млн евро в год, 40 сотрудников, три вида деятельности (по первому – 650 клиентов в год, по второму – 120–150, по третьему – 12–15). Должность финансового директора введена на седьмом году существования компании. До этого момента Генеральный Директор сам вел финансовый анализ, а главный бухгалтер только готовил отчетность по запрошенным схемам.

Рост компании стал основной причиной появления финансового директора. С его приходом были вскрыты некоторые отрицательные стороны совмещения обязанностей главного бухгалтера и финансового директора. Как выяснилось, из-за низкой квалификации главного бухгалтера Генеральный Директор, используя искаженные данные, неправильно считал косвенные издержки и неверно осуществлял стратегию ценообразования. Компания несла убытки, которых могло не быть. Другим слабым звеном было недостаточно грамотное использование бухгалтерских программ, что не позволяло совмещать данные по российской и западной финансовой отчетности.

Финансовый директор ввел новые правила предоставления финансовой отчетности и поставил перед программистами задачу соотнести данные. Сегодня компания стала привлекательной для инвестиционных фондов, тогда как ранее баланс, подготовленный согласно российскому законодательству, не создавал предпосылок для такого интереса. Кроме того, финансовый директор провел внутренний аудит и отправил главного бухгалтера на курсы повышения квалификации, так как на новом этапе развития компании (и страны) стали необходимы новые знания.

Основным в работе финансового директора стало:

  • участие в разработке стратегии;
  • обеспечение соответствия финансового управления (финансовой стратегии) стратегии компании;
  • построение механизмов внутренней финансовой отчетности (персональной, по подразделениям, по видам деятельности) и отчетности перед владельцами компании (раз в квартал).

В данном случае очевидно, что компания затянула с разделением функций финансового директора и главного бухгалтера. В результате неграмотного финансового управления предприятие потеряло значительно больше, чем сэкономило на затратах, связанных с включением в штатное расписание должности финансового директора.

  • Увольнение главного бухгалтера: пошаговый алгоритм

Еще в Древней Греции, Римской империи, а затем средневековой Западной Европе существовала должность казначея – человека, ведающего казной (монарха, купца или церкви). Видимо, уже тогда наши предки понимали, что легче сосредоточить финансы в одних руках: чтобы было с кого спросить. Теперь, возможно, осознав, что в ряде случаев «казну» лучше разделить, руководители вводят новые финансово ответственные структуры. Но организовывать их стоит только в том случае, когда главный бухгалтер и остальные директора не справляются с функцией финансового менеждмента, когда им недостаточно знаний и времени.

Можно выделить несколько наиболее универсальных рекомендаций. Разделение должностей главного бухгалтера и финансового директора необходимо в следующих ситуациях:

  1. Предприятие активно привлекает финансовые ресурсы (берет кредиты, выпускает облигации и т. д.). В этом случае финансовый директор необходим для квалифицированной работы с внешними партнерами и подготовки необходимой им информации.
  2. Одной из первоочередных задач компании становится бюджетирование, финансовое планирование и управленческий учет. Руководству компании для принятия управленческих решений требуется подробный финансовый и экономический анализ в различных сферах. В такой ситуации, как правило, масштаб задач по финансовому управлению не позволяет совмещать их с ведением бухгалтерского учета.

www.gd.ru

ИЗМЕНЕНИЕ 1. ОТСУТСТВИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ

Законом № 129-ФЗ (ст. 7) были прямо установлены подчиненность, полномочия, обязанности и ответственность главного бухгалтера, обязательность его требований по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений для всех работников организации. Закон о бухучете аналогичные нормы уже не содержит.

Сравнение норм о статусе главного бухгалтера Закона о бухучете и Закона № 129-ФЗ

Теперь все эти вопросы должны регулироваться по общим правилам трудового законодательства и согласно локальным нормативным актам работодателя (должностным инструкциям, положению об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений, положению о бухгалтерии, положению о документообороте, графику документооборота и др.).

В пункте 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В нашей компании есть еще и должность финансового директора, и долгое время между сотрудником, занимающим эту должность, и главбухом был конфликт. Финдиректор постоянно требовал изменить структуру подчинения, а главбух ссылался на требования закона и выполнял указания только генерального директора. В итоге в конфликтных ситуациях финансовые проблемы решались у нас месяцами, да и не столько решались, сколько вся компания наблюдала за препирательством топ- менеджеров. С вступлением в силу нового Закона о бухучете вздохнули с облегчением, так как теперь имеем возможность урегулировать вопрос о подчинении главного бухгалтера самостоятельно. Подскажите, пожалуйста, как это сделать правильно?

Действительно, раньше главный бухгалтер подчинялся непосредственно руководителю организации, и в этих условиях во многих организациях возникали трения по поводу взаимоотношений финансового директора и главного бухгалтера в структуре подчинения. в условиях действия нового Закона о бухучете работодатель вправе самостоятельно решить вопрос подчинения главбуха.

Так, если главный бухгалтер возглавляет бухгалтерию, которая по функциональной структуре входит в состав финансового блока, можно:

  • (или) предусмотреть его подчинение непосредственно финансовому директору;
  • (или) описать процедуры согласования решений, полномочия и ответственность главного бухгалтера в локальном нормативном акте при традиционном его подчинении напрямую генеральному директору;
  • (или) предусмотреть, что главный бухгалтер подчиняется:
    • генеральному директору — по вопросам, отнесенным к его компетенции в сфере бухгалтерского учета, т. е. следует только его распоряжениям и указаниям;
    • финансовому директору — по всем иным вопросам, отнесенным к компетенции финансового директора.

Выбранный вариант необходимо отразить, например, в следующих документах:

  • Положении об организационной структуре организации и взаимодействии ее структурных подразделений;
  • Положении о бухгалтерии;
  • Положении о финансовом департаменте;
  • Должностной инструкции главного бухгалтера.?

Это необходимо еще и для того, чтобы к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности был привлечен тот работник, кто действительно виновен в нарушении законодательства.

Обратите внимание: вопросы подчиненности по должности не являются изменением ни трудовой функции, ни каких-либо других условий трудового договора, а значит, письменное согласие главного бухгалтера для вступления их в силу не требуется.

Руководитель компании дал задание всем подразделениям провести совместную работу и выяснить, по каким производственным вопросам какие структурные подразделения и с кем взаимодействуют, чтобы все основные правила коммуникации прописать в Положении о структуре организации. Курирует эту работу служба персонала. Самые «больные» вопросы — это вопросы взаимодействия с бухгалтерией всех подразделений. Нет ни одного отдела, который ежемесячно не готовил бы какую-либо документацию для бухгалтерии. Как следует прописать такие обязанности в Положении?

Ранее обязательность для всех работников организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений была закреплена на законодательном уровне (абз. 2 п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ). В настоящее время в законе подобных требований не содержится, но их желательно закрепить в локальном документе, например в графике документооборота, который должен быть рациональным и удобным как для бухгалтерии, так и для всех остальных подразделений, и описывать весь путь прохождения каждого конкретного документа (от момента его оформления, контроля составления, утверждения (подписания) до передачи документа соответствующим подразделениям и последующего хранения, с указанием исполнителей, подразделений, количества экземпляров, сроков оформления и передачи в бухгалтерию, а также сроков хранения).

Фактически главный бухгалтер в настоящее время не несет ответственности ни за какие действия, совершенные организацией. Вместе с тем он, как и раньше, несет дисциплинарную ответственность на общих основаниях с другими работниками. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель может вынести главному бухгалтеру замечание, объявить выговор или даже уволить (ст. 192 и 193 ТК РФ). Кроме того, главный бухгалтер, как и любой другой работник (в зависимости от совершенного деяния, наличия его вины, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности) может быть привлечен к материальной, административной и даже уголовной ответственности (ст. 241, ч. 2 ст. 243 ТК РФ, п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52, ст. 2.4 КоАП РФ, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, ст. 199 и 199.1 УК РФ, п. 7, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).?

ИЗМЕНЕНИЕ 2. ВВЕДЕНИЕ ОДНОУРОВНЕВОЙ ПОДПИСИ

В первичных учетных документах и в бухгалтерской отчетности подпись главного бухгалтера теперь не обязательна. вместо двухуровневой подписи, предусмотренной Законом № 129-ФЗ, Закон о бухучете ввел одноуровневую подпись — только руководителя организации. Главному бухгалтеру теперь остается лишь визирование финансовых документов и отчетности, причем только в том случае, если порядок визирования работодатель установит в локальном нормативном акте.

В настоящее время вносим изменения в должностную инструкцию главного бухгалтера. «Споткнулись» на его полномочиях. Например, право подписи документов. Как известно, в настоящее время на финансовой документации достаточно одной подписи — руководителя организации. Но как же быть с требованиями о двухуровневой подписи, содержащимися в нормативных документах по бухучету, которые официально не отменены?

В новом Законе о бухучете отсутствуют положения о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства, а также на документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, как это было предусмотрено ранее в абз. 3 п. 3 ст. 7, абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления Закона в силу. В числе таких документов, например, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее — Положение о бухучете).

Абзацами 2 и 3 п. 14 Положения о бухучете предусмотрено, что документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Минфина России). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Таким образом, Положение о бухучете по существу повторяет и уточняет утратившие силу нормы Закона № 129-ФЗ.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов, прямо корреспондирующие с утратившими силу положениями Закона № 129-ФЗ, Также утратили силу. Закон о бухучете устанавливает требования к первичным учетным документам, среди которых отсутствуют требования наличия подписи главного бухгалтера. Специальных требований для каких-либо отдельных видов первичных учетных документов в Законе не содержится.

Статья 30 Закона № 402-ФЗ говорит только о применении правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. При этом нормы абз. 3 п. 14 Положения о бухучете не содержат правил ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а касаются вопросов действительности финансовых и кредитных обязательств и понятия таких обязательств.

Между тем данные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ и не относятся к сфере регулирования бухгалтерского учета исходя из понятия бухгалтерского учета, данного в статье 1 Закона о бухучете. На этом основании нормы абз. 2, 3 п. 14 Положения о бухучете с 1 января 2013 г. не подлежат применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами на основании законодательства РФ, в частности Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П. На этом основании подпись главного бухгалтера по-прежнему нужна на кассовых документах: в кассовой книге 0310004, на приходных кассовых ордерах 0310001, на расходных кассовых ордерах 0310002.

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В отличие от п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ подпись главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) на бухгалтерской отчетности теперь не нужна.

ИЗМЕНЕНИЕ 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По Закону № 129-ФЗ (п. 2 ст. 7) главный бухгалтер нес ответственность за своевременность сдачи бухгалтерской отчетности, ее полноту и достоверность. Но даже тогда налоговые инспекторы пытались привлечь к ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности не главного бухгалтера, а руководителя организации, хотя оспорить это в суде было совсем не сложно (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18, Волгоградского областного суда от 06.03.2012 № 7а-131/12).?

Кто в настоящее время несет ответственность за нарушение сроков сдачи бухгалтерской отчетности или ее неполное представление?

В Законе о бухучете нет четкого разграничения полномочий руководителя и главного бухгалтера применительно к составлению и представлению отчетности, в нем сказано только, что ее составляет экономический субъект, т. е. организация, а не конкретное должностное лицо (ч. 2 ст. 13).

При этом «общая ответственность» за бухгалтерский учет и отчетность не возложена ни на руководителя, ни на главбуха. в отношении руководителя сказано, что он организует ведение бухгалтерского учета (а не несет за него ответственность), единоличная же ответственность возлагается на него только при наличии разногласий с главным бухгалтером, т. е. закреплен закрытый список ситуаций (ч. 1 и 8 ст. 7 Закона о бухучете).

В настоящее время запланирована разработка предложений по внесению изменений в законодательство за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности (п. 17 плана Минфина на 2012-2015 гг., утв. приказом Минфина от 30.11.2011 № 440). Поэтому до принятия таких изменений при выборе должностного лица для привлечения к административной ответственности за опоздание со сдачей отчетности или ее неполное представление (ч. 1 ст. 15.6 коАП РФ) налоговая инспекция «по привычке» может выбрать главного бухгалтера.

На кого возложена ответственность за формирование учетной политики?

По Закону № 129-ФЗ главный бухгалтер также нес ответственность за формирование учетной политики. в Законе о бухучете аналогичной нормы нет, в нем сказано опять же, что экономический субъект, а не конкретное должностное лицо самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8). Получается, что за формирование учетной политики, скорее всего, в случае налоговой проверки ответственность будет нести руководитель организации, который «в ответе за все».

Можно ли взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени?

Взыскать с главного бухгалтера уплаченные организацией налоговые и страховые штрафы и пени нельзя, поскольку законным представителем организации и перед налоговой инспекцией, и перед внебюджетными фондами является руководитель организации (п. 1 ст. 27 НК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «об акционерных обществах», ч. 4 и 6 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

ИЗМЕНЕНИЕ 4. УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером предусмотрен в ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете.

Из указанной нормы следует, что для единоличной ответственности руководителя главному бухгалтеру нужно получить его письменное распоряжение на принятие к учету спорных данных первичных учетных документов или объектов бухгалтерского учета.

Обратите внимание! Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»» размещен 20.06.2012 на сайте Минфина России (www1.minfin.ru)

Речь идет о разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по ведению бухгалтерского учета в отношении закрытого перечня ситуаций (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • данных, содержащихся в первичном учетном документе (принимаются или не принимаются);
  • объектов бухгалтерского учета (отражаются или не отражаются). Свои комментарии по поводу этих ситуаций главный бухгалтер излагает, как правило, в докладной записке (приложение 1 ).

В Законе о бухучете напрямую пока ничего не сказано о регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета (несуществующих объектов, отраженных в учете лишь для вида, в том числе неосуществленных затрат, несуществующих обязательств, мнимых сделок, не имевших место фактов хозяйственной жизни, а также несуществующих объектов, отраженных в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, притворных сделок).

Руководителем организации отдано устное распоряжение руководителя компании о принятии к исполнению мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Каков порядок действий главного бухгалтера в этой ситуации?

Полагаем, что в подобной ситуации главному бухгалтеру нужно оформить докладную записку о несогласии с такими действиями. Это освободит его от административной ответственности и снизит риски привлечения к уголовной ответственности за экономические преступления (ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ).

В такой докладной записке следует:

1. Подробно описать распоряжение, поступившее от руководителя, об отражении в учете конкретных фактов хозяйственной жизни (указав наименования контрагентов, реквизиты договоров, первичных учетных документов, счетов-фактур), обратив внимание на устную форму такого распоряжения.

2. Проинформировать руководителя организации о негативных налоговых последствиях принятия к учету таких фактов хозяйственной жизни и высокой вероятности привлечения к ответственности (со ссылкой на нормы НК РФ, КоАП РФ, УК РФ, постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, позицию Минфина России, ФНС России, арбитражную практику, полученную информацию с сервисов ФНС России по проверке добросовестности контрагента и т. д.).

3. Изложить:

  • (либо) предложение об отказе от проведения в учете сомнительных фактов хозяйственной жизни;
  • (либо) просьбу письменно подтвердить поступившее устное распоряжение.

При этом докладную записку нужно адресовать напрямую руководителю организации (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете) даже при наличии в организационной структуре компании финансовой службы, возглавляемой финансовым директором, в состав которой входит бухгалтерия, и утвержденного регламента согласования решений, полномочий и ответственности в системе внутреннего контроля или специального подразделения компании, в обязанности которого входит исчисление налогов и составление налоговых деклараций.

Сам по себе составленный документ не освободит от ответственности главного бухгалтера, нужно, чтобы руководителем было оформлено письменное распоряжение (ч. 8 ст. 7 Закона о бухучете):

  • (либо) в виде резолюции руководителя на докладной записке;
  • (либо) в форме отдельного письменного распоряжения, изданного на основе докладной записки.

Докладная с резолюцией руководителя или отдельное письменное распоряжение:

  • подтвердит письменное указание руководителя компании об исполнении спорных фактов хозяйственной жизни;
  • освободит главного бухгалтера от административной ответственности;
  • будет расценена как смягчающее обстоятельство при применении ответственности за экономические преступления.

ИЗМЕНЕНИЕ 5. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Впервые на законодательном уровне введены специальные квалификационные требования к лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета в общественно значимых компаниях, акции которых котируются на международном рынке. Установление этих требований является дополнительной мерой защиты интересов потенциальных инвесторов общественно значимых компаний, в том числе зарубежных, поскольку Закон о бухучете ставит во главу угла оценку финансового состояния экономического субъекта.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Указанным требованиям также должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (ч. 6 ст. 7 Закона о бухучете).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона о бухучете).

Как видим, установленные Законом о бухучете требования к главным бухгалтерам достаточно простые. При этом ответственность за их нарушение не установлена. Это связано с тем, что ответственность является предметом других отраслей законодательства и обращаться в этом случае нужно к другим законам. Помните только, что у всех общественно значимых компаний, акции которых котируются на международном рынке, есть надзорные органы, контролирующие соблюдение действующего законодательства и имеющие для этого соответствующие механизмы воздействия.

Указанные требования обязательно нужно учесть специалистам кадровых служб общественно значимых компаний при заполнении формы для размещения вакансии и составления анкет кандидатов (соискателей) на вакантную должность главного бухгалтера.

Я работаю в отделе кадров страховой организации. В соответствии с новым Законом о бухучете к лицам, на которых в нашей организации возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются определенные квалификационные требования. Однако главный бухгалтер не имеет требуемого стажа работы. Является ли это основанием для его увольнения?

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета на день вступления в силу Закона о бухучете (1 января 2013 г.). На это указано в ч. 2 ст. 30 Закона о бухучете. Фактически данной нормой закреплено конституционное право работника на неухудшение условий вследствие изменения законодательной базы. Следовательно, ранее заключенные трудовые договоры (как и договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) в случае несоблюдения требований ч. 4 и 6 ст. 7 Закона о бухучете на этом основании расторгаться не могут.?

ИЗМЕНЕНИЕ 6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АТТЕСТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУХГАЛТЕРА

В Законе о бухучете нет никаких упоминаний о необходимости профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по должности главного бухгалтера любой компании.

Формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров было предложено в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283. в рамках реализации этого Постановления было разработано Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, протокол № 8 от 30.09.1998 (далее — Положение об аттестации).

В пункте 1.2 Положения об аттестации установлено, что аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает:

  • соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);
  • способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета;
  • готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованным профессиональным бухгалтерам вручается квалификационный аттестат (п. 1.3 Положения об аттестации).

Кстати сказать

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, содержит перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера любой организации — это высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При этом в п. 10 «Общие положения» Квалификационного справочника указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационный справочник не является нормативным правовым документом, он носит лишь рекомендательный характер для организаций различных отраслей экономики, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п. 2 постановления Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

С 1 января 2013 г. указанные положения Квалификационного справочника в отношении должности главного бухгалтера общественно значимых компаний применять нельзя, поскольку они не соответствуют нормам ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете.

Кроме того, были изданы:

  • Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005);
  • Положение об аттестации Ассоциированных членов института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата резерва профессионального бухгалтера, утв. решением президентского Совета института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 12/-05 от 21.12.2005).

В настоящее время многие бухгалтеры сдали (и продолжают сдавать) квалификационные экзамены, являются (становятся) членами института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), регулярно повышают уровень своей профессиональной подготовки.

Тем не менее наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера так и не получило законодательно определенного статуса. Закон о бухучете не выдвигает таких требований к главным бухгалтерам ни общественно значимых, ни обычных компаний.

Полагаем, что при размещении вакансий и в анкетах соискателей на должность главного бухгалтера вы можете указывать, что наличие квалификационного аттестата профессионального бухгалтера приветствуется как дополнительный фактор оценки профессиональной подготовки специалиста. так же как приветствуется в таких случаях наличие дипломов программ сертификации бухгалтеров по международным стандартам — МСФО ДипиФр (DipIFR), CPA, ACCA, CMA и др.

ИЗМЕНЕНИЕ 7. РУКОВОДИТЕЛЬ И ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР — ОДНО ЛИЦО

Теперь возложить ведение бухгалтерского учета на себя может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, кроме кредитных организаций (ч. 3 ст. 7 Закона о бухучете). раньше вести бухучет лично могли руководители любых организаций (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» и в постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Это, в частности, организации, у которых:

  • в 2011-2012 гг. не были превышены:
    • средняя численность работников — 100 и 250 человек соответственно;
  • годовая выручка — 400 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно (без учета НДС);
    • не более 25% уставного капитала принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и ин

Может ли Главный бухгалтер подчиняться Финансовому директору? работодатель самостоятельно решает вопрос о непосредственной подчиненности главного бухгалтера, а значит, может определить, что главный бухгалтер подчиняется финансовому директору.

Вопрос: Может ли Главный бухгалтер подчиняться Финансовому директору?

Ответ: В ранее действовавшем Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в пункте 2 ст. 7 было указано, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. В действующем в настоящее время Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» такого указания нет.

Соответственно, сейчас работодатель самостоятельно решает вопрос о непосредственной подчиненности главного бухгалтера, а значит, может определить, что главный бухгалтер подчиняется финансовому директору.

Положение о подчиненности целесообразно включить в должностную инструкцию.

Что касается включения условия о подчиненности в трудовой договор, то делать это не обязательно, так как ТК РФ (ст. 57 ТК РФ) не предусматривает обязательность такого условия. При этом, если оно будет включено, то при возникновении необходимости изменить подчиненность придется вносить изменения в трудовой договор или по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), или по инициативе работодателя в порядке ст. 74 ТК РФ.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона , может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи . Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи , с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Внес изменения в Закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 9 Закона о бухучете главные бухгалтеры вновь получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований. Но теперь — такое требование должно быть в письменной форме.

Право требования

Главный бухгалтер имел право требовать исполнения своих указаний по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений от всех работников организации с момент принятия первого Закона о бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ. И эта норма оставалась неизменной чуть более 15 лет. Однако в новом Законе о бухучете, принятом в 2011 году, этой нормы не стало. И вот спустя семь с половиной лет главные бухгалтеры вновь получили право исполнения своих требований — соответствующая норма появилась в Законе о бухучете. И это правильно!

Однако теперь эта норма звучит так:

Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
Требование в письменной форме выполнения своих указаний у главбуха может вызвать неоднозначную реакцию. С одной стороны, если какому-то нерадивому работнику направить письменное уведомление о его «грехах» перед бухгалтерией, то это может существенно повысить исполнительскую дисциплину. Ведь за неоднократное невыполнение требований главбуха такого работника будет проще привлечь к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, на практике «грешными» перед бухгалтерией бывают многие работники и не только рядовые. Поэтому каждому направлять такие письменные обращения об исправлении «грехов» будет слишком трудоёмко.

Но и не выполнить требования Закона о бухучете о письменной форме требования главному бухгалтеру нельзя.

С чего начать?

Практика показывает, что любое начинание главбуха может стать успешным, если его поддержит руководитель учреждения.

Если же у руководства возникнут сомнения (например, оно может рассудить так: как так главбух будет рассылать свои письменные указания не только рядовым работникам, но и начальникам подразделений! Раздавать указание может только лично начальник!), то главбух может сослаться на результаты проведения Счетной палатой РФ, федеральной налоговой службой России, федеральным казначейством контрольных мероприятий (например, Представление Счетной палаты РФ от 30.05.2019 № ПР 02-123/02/2-05). По информации этих ведомств ежегодно выявляются нарушения норм законодательства о бухучете в учреждениях бюджетной сферы в части оформления, передачи первичных учетных документов, регистрации содержащихся в них данных, в частности:

  • хозяйствующий субъектом не обеспечено оформление первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива;
  • с учетом графика документооборота, являющегося приложением к Учетной политике, устанавливающего периодичность составления и представления первичных учетных документов о поступлении и списании нефтепродуктов один раз в месяц, материально ответственным лицом акты о списании материальных запасов представлялись в бухгалтерию с задержкой до полугода;
  • отдельными получателями средств федерального бюджета при совершении фактов хозяйственной жизни: несвоевременно составлены первичные учетные документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • недостоверное отражение в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге;
  • несвоевременное составление и предоставление в бухгалтерию первичные учетных документов привело к необоснованному списанию дебиторской задолженности.
Указанные нарушения чаще всего становятся основанием для их квалификации, как грубого нарушения к бухгалтерскому учету и отчетности. Напомним, что с 9 июня этого года вступили в силу изменения в КоАП, внесенные Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.
Обратите внимание! Согласно новой редакции части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ теперь под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности в учреждениях бюджетной сферы понимается, в том числе:
  • включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.
Очевидно, что такие грубые нарушения возможны только при отсутствии контроля со стороны главного бухгалтера за соблюдением работниками учреждения требований инструкций по учету и отчетности, а также положений утвержденной учетной политики.

Поэтому главбуху целесообразно заручиться одобрением начальства на последующие действия. А следующий шаг — это внесение изменений и дополнений в учетную политику учреждения.

Изменение политики

Обратите внимание! Согласно Федеральному стандарту учета для организаций госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), начиная с 1 января 2019 года, изменения законодательства РФ могут быть основанием для внесения изменения в учетную политику.

Так, согласно пункту 12 СГС «Учетная политика», уточнение учетной политики производится, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. А изменения в Закон о бухучете, внесенные Федеральным законом № 247-ФЗ, как раз соответствуют такому случаю.

Напомним, что согласно пункту 16 СГС «Учетная политика», последствия изменения учетной политики , вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что изменения Закона о бухучете в части полномочий главного бухгалтера прямо не влияют на какие-то показатели бухучета или отчетности. Однако, реализация главбухом таких полномочий позволить повысить качество и достоверность данных бухучета. А раз новая редакция Закона вступила в силу с 26 июля, то именно с этого дня новые требования Закона о бухучете должны найти отражение в учетной политике учреждения. Заметим, что несоответствие положений учетной политики учреждения нормам Закона о бухучете в ряде случаев контролирующими органами может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.6 КоАП.

Поэтому в целях обеспечения соблюдения требований учетной политики, а также для установления дополнительной ответственности должностных лиц хозяйствующего субъекта за неисполнение данных требований, в учетной политике учреждения целесообразно предусмотреть:

  • случаи, в которых главный бухгалтер (лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) вправе и/или обязан предъявить письменные требования в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений);
  • варианты действий и решений должностных лиц, к которым обращены указанные требования, порядок их оформления;
  • сроки реагирования на письменные требования главного бухгалтера;
  • последствия неисполнения названных требований, порядок привлечения к ответственности, ее виды — за неисполнение, ненадлежащее исполнение требований;
  • порядок действий и принятия решений главным бухгалтером в случае выполнения, невыполнения, ненадлежащего выполнения его письменных требований.
С учетом вышесказанного реализация положений Федерального закона № 247-ФЗ в учетной политике учреждения после 26 июля 219 года может выглядеть, например, так:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА на 2019 год (с 26.07.2019 года)

(выдержка)

ХХ. Выполнение работниками требований главного бухгалтера в письменной форме

ХХ.1. Требования главного бухгалтера в письменной форме о соблюдении положений учетной политики учреждения, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета обязательны для всех работников (сотрудников), руководителей структурных подразделений и административно-управленческого персонала (далее — работники).

ХХ.2. В случае нарушения работником положений настоящей учетной политики, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета главный бухгалтер предъявляет такому работку в письменной форме требование об устранении нарушения.

ХХ.3. После ознакомления с требованиями главного бухгалтера работник обязан устранить нарушение в течение срока, согласованного с главным бухгалтером. В случае отказа работника от ознакомления с требованиями об устранении нарушений, главный бухгалтер в течение одного рабочего дня готовит рапорт о привлечении такого работника к дисциплинарной ответственности.

ХХ.4. В случае, если главным бухгалтером выявлено нарушение работником положений учетной политики, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, и такому работнику не предъявлено требование о его устранении в письменной форме, то вся ответственность за последствия данного нарушения возлагается на главного бухгалтера.

ХХ.5. Работники бухгалтерии обязаны информировать главного бухгалтера о выявленных нарушениях положений учетной политики учреждения, порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета в течение одного рабочего дня с момента выявления такого нарушения.